Культовые символы

Часть 1

Анархия

А в круге — определённо, самый известный на сегодняшний день символ анархии. Это монограмма, которая состоит из заглавной буквы «А», окруженной заглавной буквой «O». Буква «А» происходит от начальной буквы слов «анархия» и «анархизм» в большинстве европейских языков, которая одинаково выглядит как в латинском шрифте, так и в кириллице. Буква «О» означает «порядок». Сочетание «А в круге» использовалось еще в XVI веке европейскими алхимиками под влиянием каббалистической магии как первые буквы слов: «Альфа и Омега», начало и конец.

В современной традиции впервые было использовано в испанской секции 1-го Интернационала в качестве обозначения крылатой фразы известного анархиста Ж. Прудона «Анархия – мать порядка» по заглавным буквам «l’anarchie» и « l’ordre».

Немногие из нас определенно знают, что значит анархия. Под ней понимают идею отсутствия какой-либо власти как над обществом, так и над отдельно взятой личностью. Она является не идеологией, а философией и даже мировоззрением. Таким понятием нередко называют полный хаос, беспорядок и беспредел. Сторонники течения говорят про него как про политический строй, в котором все сотрудничают на равных правах. Они уверены, что без власти государство имеет право на существование, заверяют, что в такой жизни немало преимуществ.

—///—

Двуглавый орел

Двуглавый орёл — гербовая фигура в виде орла, имеющего две головы, обращённые вправо и влево, или двух орлов, расположенных друг за другом, когда от орла, расположенного на заднем плане, видна только голова.

Символ родился в 4000–3000 годах до нашей эры. Впервые двуглавый орел Гандаберунда упоминается в древних легендах индуизма. Бог-воин Вишну становился двуглавым орлом, проявляя фантастическую силу. Гандаберунда был символом принципов дхармы — совокупности норм для поддержания космического порядка.

Сохранилось некоторое количество монет Золотой Орды, отчеканенных во времена правления ханов Узбека и Джанибека, с изображением двуглавого орла. Иногда встречаются утверждения, будто двуглавый орёл являлся золотоордынским государственным гербом. 

Считается, что европейцы впервые узнали изображение двуглавого орла во время крестовых походов. Этот символ использовался как герб многих первых тамплиеров, отправившихся на завоевание Гроба Господня в Святой земле, и скорее всего, был заимствован ими в их путешествиях по территории современной Турции. С тех пор двуглавый орел стал часто использоваться в европейской геральдике.

На груди Орла со времен Петра I был помещен древнейший герб Москвы. На нем – изображение Всадника Небесного, олицетворяющего образ Святого Великомученика и Победоносца Георгия, поражающего копьем Змия, что символизирует извечную борьбу Света и Тьмы, Добра и Зла. В лапах Орел прочно удерживает скипетр и державу – незыблемые символы власти, державности, единства и целостности государства.

В настоящее время двуглавый орел изображен на гербах Албании, России, Сербии, Черногории.

—///—

Инь-ян

Предполагают, что изначально символ инь-ян пришел от буддистов в I–III веках. В Китае и Японии инь-ян считается моделью всего сущего.

Изначальное понятие «инь» — «теневой», а «ян» — «солнечный склон горы». Инь и ян трактуется как беспрерывное взаимодействие контрастов. Полярные силы дополняют друг друга, и каждая несет в себе кусочек своей противоположности. Инь и ян — это мирная борьба, в которой окончательная победа невозможна, так как конца не существует.

Они символизируют два противоположных аргумента: День и Ночь, Белое и Черное, Положительное и Отрицательное, Солнце и Луну, Огонь и Воду, Пассивное и Активное, Чистое и Темное, Небеса и Землю, Мужское Женское.

Ни Инь, ни Ян не абсолютны. Нет ничего полностью Инь или полностью Ян. Каждый аспект содержит начальную точку для другого аспекта. Например, день становится ночью, а затем ночь становится днем. Инь и Ян взаимозависимы друг от друга, так что определение одного требует определения для другого, чтобы быть полным.

Инь-Ян не статичен. Природа Инь и Ян течет и меняется со временем.

Противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). Целью человеческого существования, таким образом, является баланс и гармония противоположностей. Не может быть никакой «окончательной победы», ибо нет ничего окончательного, нет конца как такового.

—///—

Лилия

Геральдическая лилия, также королевская (бурбонская) лилия или флёр-де-лис  — гербовая фигура, одна из самых популярных. Относится к числу негеральдических естественных фигур. Стилизованное изображение цветка служило узором орнамента или эмблемой принадлежности к многочисленным обществам Старого и Нового Света.

Символическое значение изображения не однозначно в разных культурах: оно почиталось как знак чистоты (целомудрия) или плодородия, а также служило знаком отличия правящих монархов.

По легенде, королю франков Хлодвигу ангел вручил золотую лилию после того, как тот обратился в христианство. Но лилии стали объектом почитания гораздо раньше. Египтяне считали их символом чистоты и невинности. В Германии верили, что лилия символизирует загробную жизнь и искупление грехов.

В Европе, до эпохи Возрождения, лилия была знаком милосердия, правосудия и сострадания. Она считалась королевским цветком. Сегодня лилия – устоявшийся знак в геральдике. Последние исследования показали, что геральдическая лилия, в ее классическом виде, на самом деле является стилизованным изображением ириса.

—///—

Свастика

Первые изображения символа датируются 8000 годом до нашей эры.

Свастика — символ счастья, созидания и изобилия. В Индии она символизирует солнце и начало. У американских индейцев она была эмблемой бога солнца. В Китае свастика — иероглиф, означающий солнце. В буддизме считается символом совершенства.

С 1900 года в англоязычных странах свастика была популярна на открытках как «крест счастья», состоящий из «4 L»: Light, Love, Life и Luck.

В 1920-х годах нацисты сделали ее своим символом. В 1940-е годы из-за аналогии с нацизмом во многих странах изображение свастики оказалось под запретом.

—///—

Ом

Символ появился в период формирования слогового алфавита письма Деванагари («божественное городское письмо»), то есть в VIII-XII веках. Ом использовался в качестве символа, обозначающего священный звук «Ом» используется в индуизме, джайнизме, буддизме, шиваизме, вишнуизме, йогических практиках.

В настоящее время Ом уже стал частью поп-культуры, его наносят в качестве принта на одежду, делают татуировки. Ом изображен на альбомах Джорджа Харрисона, мантра Ом звучит в припеве композиции группы The Beatles «Across the Universe» и в саундтреке к фильму «Матрица» в композиции Juno Reactor «Navras».

В индуистской и ведийской традиции Ом — сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы». Часто интерпретируется как символ божественной триады Брахмы, Вишну и Шивы. В индуизме Ом символизирует три священных текста Вед: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, сам по себе является священной изначально мантрой, символизирующей Брахман. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение — категории космогонии Вед и индуизма.

В буддизме три звука слова Ом могут олицетворять Тело, Речь и Ум Будды, Три тела Будды (Дхармакаю, Самбхогакаю, Нирманакаю) и три драгоценности (Будду, Дхарму, Сангху). Однако буддолог Евгений Торчинов отмечал, что слог «Ом» и подобные слоги («хум», «ах», «хри», «э-ма-хо») «не имеют никакого словарного смысла» и указывал, что эти слоги в отличие от других слогов мантр представляют собой в махаянской традиции «священную непереводимость».

—///—

Пентакль (пентаграмма)

Ранние пятиконечные звезды датируются 3500 годом до нашей эры.

Пентаграмма считалась оберегом от зла и темных сил.

Торговцы Древнего Вавилона изображали звезду на дверях для защиты товара от кражи и порчи. Пифагор считал ее математическим совершенством, так как пентаграмма таит в себе золотое сечение. Звезды были символом интеллектуального всемогущества.

В раннем христианстве символом Иисуса Христа была перевернутая пентаграмма. Но с подачи Элифаса Леви перевернутая пятиконечная звезда стала символом Сатаны.

Пятиконечная звезда считается знаком защиты. Вавилоняне использовали ее в качестве оберега от воров, позднее её ассоциировали с пятью ранами на теле Христа, а магам средневековой Европы пентакль был известен под названием «печать царя Соломона».

Звезда до сих пор активно используется как в религии, так и в символике разных стран.

—///—

Роза ветров

Первое упоминание символа датировано 1300 годом нашей эры.
Роза ветров была символом путеводной звезды и оберегом моряков.

В XVIII–XX веках были популярны татуировки с этим талисманом: считалось, что он поможет моряку в пути и в возвращении домой. Также роза ветров изображалась на картах, символизируя стороны света.

Первое упоминание – в 1300 году н.э., но ученые уверены, что символ старше.

Изначально роза ветров использовалась мореходами Северного полушария.

Роза ветров – векторный символ, придуманный в средние века для помощи мореходам.

Роза ветров или компасная роза также символизирует четыре стороны света вместе с промежуточными направлениями. Тем самым она разделяет символическое значение круга, центра, креста и лучей солнечного колеса. В XVIII – XX веках моряки набивали татуировки, изображающие розу ветров, как оберег. Они считали, что такой талисман поможет им вернуться домой. В наше время розу ветров воспринимают как символ путеводной звезды.

—///—

Серп и молот

Серп и молот  — символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян. Являлся главной государственной эмблемой Советского Союза, а также одним из основных символов коммунистического движения. Широко используется в различных коммунистических партиях по всему миру.

Молот, начиная со средних веков, постепенно становится общей, наиболее применимой для разных видов ремесла эмблемой. Многие технические эмблемы содержат либо два перекрещенных молотка, либо вместе с молотком изображалось другое ремесленное орудие — гаечный ключ, топор, кирка и т. д.

Пролетарские организации Западной Европы, начиная со второй половины XIX века, избирают молот своим классовым символом. Накануне первой русской революции молот, как символ рабочего класса, становится общепринятым понятием в рядах русского революционного движения.

В русской геральдике серп до 1917 года встречался в гербах многих городов. Это было наиболее массовое общекрестьянское орудие труда, символизировавшее жатву, урожай.

На гербе СССР серп изображался всегда наложенным на молот. Это означает, что молот предшествует как геральдический знак серпу, и старше его по значению в гербе. Но читается вся эмблема в том порядке, как её видит зритель: вначале называется серп, а затем молот. На гербах советских республик в ряде случаев серп наложен на молот, а в ряде других — наоборот.

—///—

Сосуд Гигеи

Чаша со змеем — символ Гигеи, древнегреческой богини здоровья. От имени этой богини произошел термин «гигиена».

Змея — символ и бессмертия, и смерти, ведь ее яд способен и убить, и стать лекарством. В Средние века чашу Гигеи в качестве эмблемы использовали аптекари города Падуи в Италии, позже символ стал общепринятым среди представителей врачевания. Но в некоторых странах символом медицины считают кадуцей — посох бога торговли Гермеса с двумя обвивающимися вокруг змеями.

Гигея в греческой мифологии была богиней здоровья, дочерью или женой бога врачевания Асклепия. От её имени произошло слово «гигиена». Часто она изображалась в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши фиалы. Змея была в греческой мифологии также символом богини Афины, которая нередко изображалась в виде Гигеи и наоборот.

В Древней Греции Гигея олицетворяла принцип справедливой войны за здоровье как свет и гармонию на всех планах. И если Асклепий начинал действовать, когда порядок нарушен, то Гигиея поддерживала порядок-закон, который царит первоначально.

Змея в древних традициях символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и способность гипнотизировать мелких животных и птиц.

Змея изображалась на походной аптечке римского военного врача.

В Средние века соединение изображений змеи и чаши на эмблеме использовалось аптекарями итальянского города Падуя, а уже позже этот частный фармацевтический символ превратился в общепринятый медицинский знак.

Чаша со змеей и в наше время считается символом медицины и аптечного дела.

Однако в истории медицины разных стран чаще эмблемой врачевания считалась змея, которая обвивается вокруг посоха.

Это изображение было принято в середине ВОЗ при ООН на I Всемирной ассамблее в Женеве в 1948 году. Тогда была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой помещен посох, обвитый змеей.

—///—