Сквош

Правила игры

Сквош — игровой вид спорта с мячом и ракеткой в закрытом помещении.

Название игры (от англ. squash) связано с использованием в ней относительно мягкого полого мяча диаметром около 40 мм, а её прародителем считается игра в рэкетс (дословно «ракетки»), в которой, в отличие от сквоша, используется достаточно жёсткий мяч. Игра (одиночная — два игрока; или парная — четыре) ведётся специальными ракетками на окружённом с четырёх сторон стенами корте.

Поверхность корта содержит переднюю линию, отделяющую переднюю и заднюю часть корта, и половину корта, отделяющую левую и правую стороны задней части корта, создавая три «коробки»: переднюю половину, заднюю левую четверть и задняя правую четверть.

Игра начинается с броска жребия для определения первого подающего игрока, который произвольно выбирает зону подачи (правую или левую). Второй игрок должен принять первую подачу, отбив мяч к фронтальной стене с лёту либо после одного отскока мяча от пола. До того момента, как мяч ударился о фронтальную стену, он может несколько раз отбиваться от боковых стен (боусты). В случае, если мяч ударился о фронтальную линию аута или попал за звуковую панель, игроку засчитывают аут.

Существуют две системы подсчёта очков — традиционный (британский) подсчет и более современный PAR (Point-A-Rally). На сегодняшний день традиционный подсчет уступает позиции PAR, все наиболее значимые мировые турниры проводятся по системе PAR.

По правилам сквоша классический матч состоит максимум из пяти геймов (игр) и считается выигранным, когда один из игроков побеждает в трёх из них. На некоторых любительских турнирах матч может состоять из трёх геймов, а игра продолжается до двух побед. На клубных мероприятиях зачастую действует правило, когда каждый играем с каждым только один гейм.

Игра начинается с подачи. Игрок, которому предстоит подавать мяч первым, определяется жребием путем вращения рукоятки ракетки одного из игроков. В дальнейшем, игрок начавший подавать продолжает осуществлять подачи до первого проигранного очка, после чего происходит «переход подачи» (“Hand Out” – “хэнд аут”) и принимающий игрок становится подающим.

Игрок, выигравший предыдущую игру, подает первым в новой игре.

В начале каждой игры и в случаях перехода подачи, подающий игрок имеет право выбрать квадрат подачи по своему усмотрению. После выигранного очка подающий обязан сменить квадрат подачи и осуществить подачу с противоположной стороны корта.

Для осуществления подачи игрок обязан находиться внутри квадрата подачи какой-либо частью ступни одной из ног. Подача считается правильной, если первым касанием мяч ударился фронтальной стены выше уровня подачи и ниже линий аута так, чтобы его отскок от пола (за исключением случаев игры «с лета») пришелся в противоположный углу подаче квадрат соперника.

Возврат удара считается правильным, если после однократного отскока от пола корта и удара по мячу отбивающим, мяч коснулся фронтальной стены в области выше уровня «банки» (звуковой панели в нижней части фронтальной стены) и ниже линий аута до того, как он коснулся пола. Перед тем, как коснуться фронтальной стены в разрешенной области, мяч может коснуться какую-либо из боковых стен или заднюю стену.

Каждая игра состоит из розыгрышей и продолжается до тех пор, пока один из игроков не наберёт 11 очков. Кроме ситуации с равным количеством очков (10-10) – в таком случае розыгрыши играются до тех пор, пока у одного из игроков не окажется преимущество в 2 очка (например, 10-12 или 13-15).

Розыгрыш представляет собой поочерёдную серию ударов по мячу в направлении фронтальной стены и продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибётся, тем самым принеся очко противнику – победителю розыгрыша.

Продолжительность розыгрыша не ограничена. Игроки попеременно совершают удары до тех пор, пока кто-нибудь не совершит ошибку, допустив два и более отскоков мяча от пола перед своим ударом, или, например, просто отправив мяч в аут.

Если подающий игрок не смог выполнить подачу, то ход переходит сопернику, он получает очко и право ввести мяч в игру.

Розыгрыш может быть прерван в ряде спорных случаев, которые периодически возникают на матчах абсолютно всех уровней.

—///—

—///—