Правила игры
Классики или классы — старинная детская игра, популярная во всём мире, включая Россию, играется, как правило, на асфальте, расчерченном мелом на квадратики или другие фигуры («классы»).
Играющие, прыгая на одной ноге без ограничения числа прыжков, ей же толкают «биту» (например, баночку из-под гуталина или шайбу заводского изготовления) из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть битой на черту и не наступить на черту ногой. Совсем маленьким детям разрешается прыгать на двух ногах.
Традиционным игровым полем считается прямоугольник из десяти равных квадратов, заполняющих прямоугольник 5х2.
Размер каждого квадрата 4-5 ступней одного из участников.
Иногда по предварительной договоренности поле первого квадрата уменьшается, а к последнему квадрату добавляется сегмент, проведением у нижней стороны квадрата дуги из угла квадрата в соседний по горизонтали угол, на отсеченную и добавленную площадь нельзя наступать и забивать на неё биту, эта площадь закрашивается и на ней пишется «огонь» или «вода».
Играют по очереди, которая выстраивается по предварительной договоренности о способе её определения (жребием, считалкой и т. д.)
Каждый игрок начинает с того, что кидает бит(у в первый квадрат.
Затем, прыгая на одной ноге, он толкает этой ногой битку из первого квадрата во второй и за ней перепрыгивает в следующий квадрат, перемещаясь из второго квадрата в третий и т. д.
Пятый квадрат считается местом отдыха — в нём можно встать на обе ноги, переминаться, отдыхать стоя и т. п. Нельзя самому или битой задевать черту, ограничивающую квадраты.
Из последнего квадрата нужно вытолкнуть битку за пределы игрового поля. После успешного окончания первого кона игрок начинает следующий кон, бросая битку во второй квадрат, после его прохождения начинает кон с третьего и так далее до прохождения всех конов.
Затем возможны различные варианты продолжения игры: бросание битки из положения стоя спиной к полю, «контрольные» с изменением порядка продвижения — из первого квадрата в 10, затем в 9, оттуда во 2… по диагонали и т. п.
Любое нарушение правил игры приводит к переходу права игры к следующему игроку.
После прохождения простого 1-го уровня (стоя на 2 ногах и перешагивая) из десяти конов следуют более сложные уровни (на одной ноге, исключая 4-й) по 10 конов каждый:
— второй — на одной ноге;
— третий — наоборот (другой стороной ступни);
— четвёртый — двумя ногами одновременно (после этого игрок выбирает домик, то есть клетку, в которую никто, кроме него, вставать не может);
— пятый — прыжки через одну клетку;
— шестой — не показывая зубы;
— седьмой — кидая битку из пятого класса;
— восьмой — согнувшись
— девятый — ручеёк, то есть десять раз на одной ноге из первого сразу в десятый (то есть вправо) и обратно;
— десятый.
Основные правила игры в классики:
— нельзя наступать на линии квадратов;
— нельзя топтаться и двигать «битку» в одной клетке (по ней в каждом квадрате можно ударить только один раз, чтобы она перелетела в соседний квадрат);
— не прошедший кон игрок ждёт своей очереди и пытается пройти «класс» ещё раз.
Есть разновидность игры без биты, когда квадраты нумеруются в произвольном порядке и в них просто прыгают согласно традиционной последовательности счёта — 1, 2, 3, … Особенность игры в этом случае заключается в том, что прыгать приходится вбок, назад, через один-два квадрата и т. п., а переступать в квадрате, приноравливаясь к очередному прыжку, запрещено.
Варианты игры без биты:
— нужно пропрыгать вперед и назад все ячейки, не наступив на границы, не выпрыгнув из них, не упав, не сбившись с правил;
— первый раз нужно пропрыгать вперед-назад на правой ноге;
— второй раз — на левой ноге;
— третий раз — на обеих ногах;
— четвертый раз — попеременно то на правой, то на левой;
— пятый раз — попеременно то на правой, то на левой, то вместе.
Побеждает тот, кто первым пропрыгает всю последовательность прыжков, ни разу не сбившись.
—///—

—///—

—///—

—///—